serg70p: (Default)
[personal profile] serg70p
колоде? Есть ли он у нас? И не краплёные ли карты у мирового шулера?
http://aftershock.su/?q=node/8345

Время менять имена (2)



Аватар пользователя Already Yet

Продолжение,  начало: http://aftershock.su/node/8131

Покопавшись в теориях возникновения и концентрации природного газа и нефти ( http://aftershock.su/node/8275 ) , перейдём к практическим занятиям. ;)

Для понимания практики - рассмотрим страну, недра которой варварскими способами эксплуатации месторождений и безумной погоней за сиюминутной прибылью уже выжаты досуха, страну, которая уже в ближайшее время не сможет обеспечить свою экономику ни нефтью, ни газом собственного производства, страну, которую, пожалуй, ждут самые драматические изменения во втором десятилетии XXI века.

Это не Россия. Это - Соединённые Штаты Америки.

Добыча нефти в континентальной части США началась ещё в середине XIX века - раньше, чем на промыслах Апшеронского полуострова и гораздо раньше начала промышленной добычи нефти на Ближнем Востоке. США - уже очень старая нефтяная провинция, изученная геологами и вдоль, и поперёк. Именно на промыслах США весь ХХ век отрабатывались и внедрялись почти все новые технологии, потом успешно использовавшиеся повсеместно в мире.

Сейчас добыча нефти и прородного газа в самих США уже не стагнирует. Она, по факту, уже просто находится в состоянии клинической смерти. При пиковом уровне добычи в11,3 миллиона баррелей в сутки (Мбд), который был взят в 1971 году, в прошлом, в 2011 году, добыча нефти в США в составляла уже лишь 5,66 Мбд (50% от пика). Абсолютный  минимум добычи - 4,95 Мбд был зафиксирован для американской "нефтянки" в 2005 году. О причинах этого небольшого роста за последние 5 лет - в следующем материале.

Данные цифры, собственно говоря, показывает тот "идеальный шторм", который ожидает всех нефтедобывающие страны уже в ближайшем будущем. Однако, на самом деле, если сами США проходили свой пик нефти практически в модельных условиях, то каждая следующая страна проходит свой пик всё более и более "сжато", за счёт того, что практически все технологии добычи нефти применяются на месторождениях сразу, от самого начала их эксплуатации, а не постепенно, с течением времени, как это было в самих США:


Страны, прошедшие пик нефти

На графике видно, что каждая следующая страна проходит свой пик более круто и глобальное "нефтяное цунами" поднимается всё выше и выше.
Если спроецировать без изменений динамику добычи нефти в США на Россию, то мы получим в оптимистической оценке вроде бы как 40 лет на падение российской добычи вдвое - от текущего уровня около 10 Мбд до 5 Мбд в 2050 году.

Собственно говоря, поэтому, все прогнозы, которые показывают цифры российской добычи выше 5 Мбд через 40 лет, исходя из опыта предыдущей нефтедобычи, уже можно смело отправить в утиль. По факту же, как видно из картинки пика нефти по странам, у России до момента, когда её добыча нефти составит лишь 50% от текущей, времени ещё меньше - всего около 15-20 лет.

Безусловно, есть несколько положительных моментов, которые могут отсрочить наступление пика нефти в России или сделать падение не столь драматичным - и я их рассмотрю в деталях, но в целом картина не поменяется - к 2030-2035 году Россия останется без нефти. Точнее - без нефти для экспорта:


Потребление и производство нефти в России. Данные EIA.

Как видно из приведенных данных, на самом деле, даже сейчас, на фоне существующей, нереформированной под отсутсвие нефти, инфраструктуры, Россия тратит на себя лишь 25-30% добытой сырой нефти - около 2,5 Мбд. Оставшиеся 70% уверенным потоком льётся за рубежи страны. При этом, что радостно, повальная автомобилизация населения пока компенсируется снижением потребления нефти в других секторах - потребление нефти Россией более-менее стабильно вот уже целое десятилетие.

Однако, уже к 2030 году картинка резко поменяется:


Прогноз добычи нефти в Евразии

Как мы видим, вполне можно ожидать, что Россия сможет добывать лишь 500-700 Мб сырой нефти в год, или около 1,36-1,91 Мбд. Этого объёма добычи впритык хватит на внутреннее потребление страны (конечно, при условии реформирования транспортной сети и внедрении энергосбережения), но об экспорте нефти надо будет забыть напрочь. Мечта патриотов и страшный сон либералов - так или иначе - будет осуществлён в России явочным порядком. И хорошо, если без массовых расстрелов, а просто в спокойном осознании, что "так тому и быть". Хотя, посадки, конечно, будут. И лесоповалыполосы - тоже. Но, в конечном счёте - сравнимые количества нефти Россия (вместе с братским Азербайджаном) добывала ещё в 1955 году. Жили бедненько, но чистенько, ковали ядерный щит и готовили полёт в космос, причём - всё исключительно на свои. Нефтяной же бум, связанный с сибирской кладовой, случился в России гораздо позже.

Дополнительным стабилизирующим фактором нефтяной ситуации в России будет демография. К сожалению, демографию невозможно поменять "постановлениями партии и правительства". С другой стороны - количество мест в школах через 6 лет можно планировать уже сегодня - все будущие первоклашки уже родились. Планирование же численности населения страны можно вообще уверенно вести 30 летними периодами - люди всё-таки не хомячки и репродуктивный цикл у них подлиннее.

Вот демографическая пирамида России:


На самом деле - очень грустная "ёлочка". На ней ещё можно увидеть и страшную войну 1941-1945 годов (возраст 60-70 лет), и последствия этой войны через поколение (возраст 35-45 - неродившиеся дети неродившихся родителей) и страшный "ствол" последнего 20-летия, и новую надежду последних 5 лет.

Но, одновременно, эта пирамида, эта "российская свеча" - одновременно и надежда на лучший мир. Да, через 30 лет нас будет меньше. Но русских по-прежнему будет много.
Нам не надо будет проводить драконовских китайских мер по ограничению рождаемости, нам не грозит судьба Саудовской Аравии с её экспоненциальным ростом, нам стоит проводить политику стимулирования рождаемости, у нас хватит нефти на то, чтобы жить скромно, но не голодая. Нам нужен стабильный мир и совершенно ни к чему воевать. И рано или поздно нам прийдется перестать продавать нефть и газ за рубеж - просто, потому что их не будет так много, как сейчас, но кому-то всё равно надо привести зерно на мельницу, муку на хлебзавод, а хлеб - в магазин. 

Ну, а что же творится в это время за океаном? Какой туз ещё вроде бы лежит в американской нефтяной колоде? Есть ли он у нас? И не краплёные ли карты у мирового шулера?

Вот данные EIA, если что:

http://www.eia.gov/cfapps/ipdbproject/iedindex3.cfm?tid=5&pid=5&aid=2&ci...

Стабильно болтается в районе 2,5-3,0 Мбд.

А вот экспорт монотонно растёт:

http://www.eia.gov/cfapps/ipdbproject/iedindex3.cfm?tid=5&pid=57&aid=4&c...

Насчет цунами. Хотелось бы отметить, что данная картинка характерна для стран с полностью исследованной территорией.

Я писал: "Безусловно, есть несколько положительных моментов, которые могут отсрочить наступление пика нефти в России или сделать падение не столь драматичным - и я их рассмотрю в деталях, но в целом картина не поменяется - к 2030-2035 году Россия останется без нефти."

Указанный Вами факт - один из положительных моментов. Я, если Вы не против, всё хорошее о российской нефтянке соберу в конечный пост - там, на самом деле, очень много играет "за нас", но расслаблять булки по этому поводу не стоит - на все эти виртуальные плюшки надо в начале положить немало реального труда людей.



Существует такое мнение, что в США много запечатаных скважин для часа "Икс". Это правда? Или как и в случае с Россией, это лишь отсрочит то, о чём вы написали на 5 лет?

Аватар пользователя Already Yet

Есть стратегический запас нефти - хватит на полгода без импорта нефти. Есть заповедные земли на Аляске, есть Йеллоустоунский парк.

До последнего времени в амширнармассах вовсю ходили идеи насчёт "Национального нефтяного резерва Аляски", но там совсем недавно списали 90% "запасов". В общем, ошиблись слегка, мальчик похудел изрядно:

http://en.wikipedia.org/wiki/National_Petroleum_Reserve%E2%80%93Alaska

На самом деле США уже выжаты "досуха", гораздо больше, чем Россия или КСА. Они сейчас, по сути дела, впереди России в деле "пикойла" где-то лет на 20-30 - включая и позитивные, и негативные последствия. Но у них ещё и демографическая динамика в "плюс", а это вообще жопа. Не такая, как в КСА, но с похожими последствиями.


Есть у Канады заначка на чёрный день:

Хотя - и дрова на чёрный день - тоже неплохо. В сухом, уплотненном виде дрова (пеллеты, брикеты) - это 50% энергии угля в расчёте на 1 кг. Ну, или треть энергии соляра.



Вот, как пример, графики отработки новых нефтяных залежей на норвежском шельфе:

Выход на пик - за 4 года, а потом плавное падение ещё лет 20. С колоколом Хабберта - не сильно и похоже.




November 2012

S M T W T F S
     123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 24th, 2026 12:44 pm
Powered by Dreamwidth Studios